Наш край
Сайт пра наваколлi Вiцебска
Смотрите в наших фотогалереях! Смотрите в наших фотогалереях! Смотрите в наших фотогалереях!
на главную | карта сайта
гостевая | контакты

КРАЯЗНАЎСТВА
Славутыя мясцiны
Славутыя людзі
Лужасна
Рознае (нарысы)
Клуб "Дзвiна"
Ваеннае краязнаўства 

ТУРЫЗМ
Маршруты
Вандроўкi
Рэкамендацыi
Уражаннi

ЭКАЛОГIЯ
Ахова прыроды
Артыкулы
Методыкi
Календар
Факты батанiцы
Кветкi

ФОТАГАЛЕРЭЯ
Гiст.-культ. славутасцi
Эка славутасцi
Краявiды
Турызм
Кветкi




 

Рябина

Артыкулы

Рябина

Містычная і сакральная роля дрэваў у культуры народаў свету

   С тех пор, как человек научился использовать древесину, чтобы подкармливать ею огонь, создавать из нее орудия и укрытие, определенные деревья приобрели для него особое значение и в практических нуждах, и с мистической точки зрения - как место обитание или одно из воплощений мистических существ. Неоднократно деревья наделяли различными магическими или мистическими свойствами. В зависимости от географических условий различные культуры почитали различные деревья, но были и такие, которые считались "священными" практически у всех культур. Все они имеют некие общие свойства. Обычно это размер или красота, широкий спектр материалов, которыми они снабжали человека, уникальные физические характеристики или просто сила, какой мог наделить дерево его дух в фольклоре и мифологии данного народа. Даже сегодня некоторые травы и деревья захватывают наше воображение. Величие дуба, белизна березы, вечнозеленая хвоя ели, которая с каждым Рождеством приходит в наши дома, - все это памятки того, какие силы способны привнести деревья в нашу повседневную жизнь.
   Те, кто практикует так называемое учение деревьев, полагают, что ветка или полено сохраняет в себе суть самого дерева, что это нечто живое, исполненное энергии и свойств дерева, с которого была, скажем, срублена данная ветвь. Физические характеристики дерева как материала нередко отражают представления, связанные с деревом (как ботаническим видом): в луках из тиса видели "приносящих смерть", в сладком запахе древесины яблони виделся символ любви; а могучий прямой ясень представлялся центральной осью мира. За каждым деревом в лесу виделся покровительствующий ему дух.
   Немалое значение имеет это с точки зрения изготовления талисманов, поскольку, в представлении жителей Северной Европы, дух дерева способен был оказать заметное влияние как на талисман. Футарк - название магического алфавита Северной Европы (руны), огам - мистическая и гадательная система кельтов - придавали большое значение деревьям.

   Рябина (Sorbus aucuparia).
   Родовое имя Sorbus рябина получила от кельтского слова "терпкий", что относилось к вкусу плодов. Видовое же - "aucuparia" (что в переводе означает "ловящая птиц") от древнего обычая заманивать птиц в силки ягодами рябины.
   В русском народном календаре есть день "Петор-Павел рябинник", приходящийся на конец сентября - время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки рябины связывали в пучки и развешивали под крышами домов, сараев, различных хозяйственных построек. Ветки втыкали также на краю каждого поля. Этот обычай связан с представлениями о рябине, как о дереве, способном защитить от всяких бед.
   Рябина используется в магии и народном целительстве в качестве оберега. Среди всех славян у русских и белорусов существовал запрет рубить и ломать рябину, использовать ее на дрова, обрывать цветы и даже ягоды. Наши предки считали рябину мстительным деревом и верили, что кто ее поломает или срубит, тот вскоре умрет сам или умрет кто-нибудь из его дома. Рябину не полагалось рубить и потому, что знахари "переносили" болезнь с человека на рябину, потому-то, на того, кто срубит это дерево, эта болезнь и переходила
   В народных песнях, преимущественно лирических, рябина является символом тоскующей женщины, а горечь ее ягод - знак безрадостной жизни. Однако рябина использовалась для защиты новобрачных: в их обувь и карманы постилали и прятали ее листья - все это для защиты от колдунов и ведьм. Да и вообще, для благополучия в доме старались посадить возле него рябину.
   Рябина является одним из самых почитаемых деревьев в Западной Европе. Зернышки на рябиновых ягодах расположены наподобие крохотной пентаграмы, которая с незапамятных времен считалась чрезвычайно мощным охранным знаком. На древесине рябины резали обычно защитные руны, поскольку рябина была известна своей способностью оберегать от колдовства. С деревом связывали руны Naudh и Algiz, кельты - вторую по порядку букву огама Luis. Кроме того, считалось, что рябина может защитить от сглаза и порчи, от злой воли, поэтому гроздья рябины развешивали у входа в загоны для скота и помещали их у дверной притолоки, а также, что она обостряет восприятие и развивает дар предвидения. В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и способствовала предсказаниям. Кроме того, с рябиной связывали такие навыки, как умение контролировать свои чувства и уберегаться от чужих чар.
   На севере Шотландии считается, что пастухи должны срезать ветки рябины в Великий Четверг и вставлять куски веток или листьев в пастушеский посох. Этот посох нужно хранить до следующего Первого Мая: прикрепленный к дверям овчарни, он предохранит овец от болезни до следующего мая. Такое же суеверие существовало и у древних греков. Чтобы противостоять колдовству, ветки вывешивались также и над дверями каждого хлева. Именно они не должны были пропустить внутрь ведьм, которые околдовывали скот и крали молоко.
   В Эстонии, Швеции скот первый раз после зимовки выводили в поле в день святого Георгия. Пастухи, получив так называемые "хвостовые деньги" втыкали свои посохи в землю и шептали молитвы. Очень важно, чтобы посох был рябиновый и его освятил знахарь.
   При помощи рябины можно было не только защитить себя от колдовства, но и обогатиться. В Швеции для этого нужно было найти "летучую рябину" (то есть рябину, которая выросла на стене, крыше или высокой горе из семени, которое обронила птица). Из такого дерева можно было сделать волшебны прут, с помощью которого можно было найти клад. Но для того, чтобы рябина не лишилась своей магической силы, ее нужно срезать в сумерки между третьим днем и третьей ночью после Благовещения; при этом нельзя пользоваться ни железным, ни стальным инструментом. Рябина при этом не должна касаться земли.
   В Германии (Вестфалии) рябина также считалась мощным средством против колдовства, причем как у сельских жителей, так и горожан. В Норвегии моряки и рыбаки держали в лодках ветки рябины - на счастье.
   Повязка из зеленой ветки рябины в Уэльсе считается средством против ведьм и дьявола.
   "Рябина и красная нитка - пусть нечистый будет в убытке". Такой стишок приговаривали хозяйки в Шотландии, когда обвязывали шерстяной красной ниткой хвосты своих коров в день первого по весне выгона скота на поля. Считалось, что таким образом коровы будут защищены от "дурного глаза", или "эльфийских стрел", от фей и других недоброжелательных существ.
   Ярко-красные или красно-оранжевые плоды рябины обыкновенной созревают в августе - сентябре и долго остаются на дереве. Рябина обыкновенная представляет собой дерево средней величины, достигающее 15 метров высоты. Среди плодовых растений рябина - одна из самых зимостойких и переносит морозы до -50 С. Распространена по всей Беларуси в лесах, где входит в состав второго - третьего ярусов древостоя или в подлесок, а также в качестве декоративного дерева в садах и парках; встречается в посадках вдоль шоссейных дорог. Не требовательна к почве, но светолюбива, поэтому хотя под пологом леса и растет, но не цветет и не плодоносит. Хороший медонос - с 1 гектара насаждений можно получить до 30 кг нектара. Ценность рябины увеличивается тем, что она дает нектар и пыльцу у безвзяточный период, после отцветания садов. Плоды рябины содержат до 4 -8% сахара, каротин, органические кислоты, следы дубильных веществ. После промораживания они теряют горьковатый вкус и становятся съедобными; используются в пищу в свежем и сушеном виде, а пищевой промышленности - для изготовления варений, желе, мармеладов, начинок для конфет и ликеро-водочном производстве. Имеют важное значение как противоцинготное средство. Являются также важнейшим кормом боровой дичи. Народной медициной ягоды рекомендуются при заболеваниях сердца, печени, пониженной кислотности желудка, простуде.
   В чем же причина такого уважительного отношения к этому дереву и представление, что обидчику рябина обязательно отомстит? Скорее всего, это можно объяснить красными гроздьями рябины, которые цветом и формой напоминают капли крови. Для древнего человека в этом виделся знак, который предупреждал о сверхъестественной возможности совершать то же своим врагам. По душе были и небольшие по сравнению с другими деревьями размеры рябины, что говорило древним людям о скромности, не смотря на великую мощь, скрывавшуюся в ней.

Литература

  1. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М. 1992
  2. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М. 1999.
  3. Шкляр А. И.Календарь природы Мн., 1979.
  4. Руны. /Составитель Кайа А/. М. 1998.
  5. Энциклопедия суеверий. М. 1998.
  6. Шкляр А.Х. Календарь природы. Мн., 1978.
  7. Викка. Древнее учение кельтов. М. 1998.
                                                                                                                                                                       

назадуверхда хаты